Визуальный словарь: Графическая фасилитация

Статьи

Графическая фасилитация

Привет, дорогие друзья! Возможно вы заметили, что сейчас техники визуальной коммуникации в обучении и развитии как никогда набирают свою силу, и огромное количество руководителей, а также тренеров, фасилитаторов и уже применяют их в своей практике. Вместе с тем на рынке существует некоторое смешение понятий: скрайбинг, скетчноутинг, иллюстрация, графическая фасилитация и тд, какие именно варианты визуализации где используются, для чего предназначены, кому подходят, а где — только мешают. Поэтому для вас мы открываем цикл статей «Визуальный словарь», в котором с удовольствием в сжатой тезисной форме расскажем, что есть что и кому именно под какие задачи можно использовать конкретные технологии. Сегодняшний наш герой дня — графическая фасилитация, берите себе на заметку и используйте в своих сессиях.


Графическая фасилитация (Graphic facilitation) — процесс организации групповой работы, направленной на достижение командой поставленных перед ней целей и задач (формирование видения и ценностей, постановка целей, планирование шагов и тд.) при котором активно используются техники интерактивной визуальной коммуникации. Графическая фасилитация, как правило, проходит в двух основных форматах — с предварительной подготовкой (метод визуальных шаблонов) и без подготовки (синхронная визуальная работа с командами).

Графическая фасилитация


Метод визуальных шаблонов
Этот вариант графической фасилитации предполагает возможность для фасилитатора или тренера предварительно подготовиться и принести с собой на сессию/тренинг крупноформатные визуальные материалы для работы командой. Графический (визуальный шаблон) может использоваться как один для всего мероприятия, так и несколько шаблонов — один на одну команду или один шаблон на каждый тематический блок. Заполнять шаблон фасилитатор с командой может в нескольких вариантах — текстовом (списки), визуальном (текст+образы) или с помощью стикеров (команды вклеивают свои карточки в заготовленные для этого места).

Скрайбинг и графическая фасилитация Богина


Синхронная графическая фасилитация 
В этом случае у графического фасилитатора нет возможности подготовить шаблон заранее, так как визуализации подвергаются те предложения, варианты, решения и проч., которые рождаются у участников прямо процессе сессии или тренинга. Этот вариант графической фасилитации по праву считается более сложным, так как здесь необходимо уметь не только работать с командами, управлять групповой динамикой и разрабатывать эффективный для участников процесс, но и на лету выхватывать смыслы и переупаковывать их понятный и запоминающийся формат. Часто графических фасилитатор работает в паре с обычным фасилитатором, либо же (особенно на больших сессиях) и за  фасилитацию, и визуализацию отвечает один и тот же человек.

Преимущества графической фасилитации

Преимущества графической фасилитации 

Чем же полезна графическая фасилитация в работе с командами? Разберемся, для чего фасилитаторы и тренеры могут использовать техники визуализации непосредственно при работе на сессиях и тренингах.

  1. Активизация сознания

Использование визуальных образов, особенно метафорических, в тренинговой и фасилитационной работе позволяет участникам выходить за рамки привычных предложений, которые лежат на поверхности. В этом случае, например, визуальный шаблон выступает хорошим помощником фасилитатора, который берет на себя часть работы по расширению горизонтов мышления и рефреймингу ситуации.

  1. Формирование общего понимания

Фиксация визуальные образов, которые рождаются во время тренинга или фасилитационной сессии, позволяют всем участникам мероприятия иметь единое представление о достигнутых договоренностях, тогда как вербальные формулировки зачастую трактуются каждым человеком индивидуально.

  1. Усиление групповой памяти

Визуальное подкрепление промежуточных и финальных результатов сессии обеспечивает лучшее (за счет эмоциональной включенности) запоминание всего контента тренинга или сессии. Практикующие графические фасилитаторы отмечают бОльший переход в жизнь и рабочую практику участников именно того материала, который был преподнесен в визуальном формате. В этом месте графическая фасилитация опирается на психологию восприятия и памяти.

  1. Вовлечение участников в процесс фасилитации

Как заготовленные, так и синхронные варианты визуализации повышают вовлеченность участников в процесс совместной групповой работы. Это происходит в том числе за счет того, что помимо того, что участники активно участвуют в формировании самих предложений, они также оказываются в опыте переосмысления достигнутых договоренностей через призму визуализации. Особенно большая разница по сравнению с обычной фасилитацией наблюдается в работе больших групп во время поочередных презентаций командами своих результатов — участникам намного интереснее слушать выступления, сопровождаемые визуальными полотнами, чем набором плохочитаемых стикеров.

  1. Распространение достигнутых договоренностей

Визуальные результаты работы команд очень быстро расходятся по компании, фотографируются, сохраняются в переговорных комнатах и кабинетах руководителей. Это позволяет участникам и их коллегам снова и снова возвращаться к достигнутым договоренностям, используя единожды закрепившиеся визуальные образы в дальнейшей работе, например, внутренних презентациях. Активнее всего такой формат применяется при формировании стратегии, целей на будущие периоды и в сессиях каскадирования, особенно в территориально распределенных компаниях.

инсайт скрайбинг заказать

Кому подходит графическая фасилитация

Графическая фасилитация — это универсальный метод, который может быть полезен специалистам из сферы обучения и развития и всем, кто проводит совещания и воркшопы:

  • Тренеру и менеджеру по обучению для проведения обучающих мероприятий
  • Фасилитатору для проведения различных фасилитационных сессий: ретроспектива, креативные, формирование видения, планирование и др.
  • Ведущему стратегических сессий для работы с большими и малым группами и фиксации достигнутых договоренностей
  • Руководителю для проведения визуальных совещаний и возможности возвращаться к результатам работы

Графическая фасилитация

Где уже используются визуальные техники в обучении и развитии

Графическая фасилитация всё больше используется сотрудниками крупных российских и международных компаний, среди которых Альфа банк, Леруа Мерлен, ВТБ 24, Сбербанк, Мерседес Бенц, Гиперглобус, Avon, ОТП Банк, X5 Retail Group, Ростелеком, МигКредит, IKEA и др., а также независимыми тренерами-консультантами и тренинговыми компаниями, которые организуют фасилитационные сессии для своих клиентов.

С нашими работами в разных форматах визуальной коммуникации (скрайбинг, графическая фасилитация) и работами наших выпускников можно ознакомиться в группе в Фэйсбук.

Освоить техники графической фасилитации можно на ежемесячном открытом тренинге «Графическая фасилитация и скрайбинг для продвинутой работы с командами» или в онлайн формате «Техники визуальной коммуникации в обучении и развитии«.

Если вы хотите получать новые материалы, статьи, примеры шаблонов и видеоуроки, оставьте свой адрес в форме ниже.

Графическая фасилитация (Graphic facilitation)  Графическая фасилитация (Graphic facilitation)  Графическая фасилитация (Graphic facilitation)  Графическая фасилитация (Graphic facilitation)      Графическая фасилитация (Graphic facilitation)      Графическая фасилитация (Graphic facilitation)      Графическая фасилитация (Graphic facilitation)      Графическая фасилитация (Graphic facilitation)      Графическая фасилитация (Graphic facilitation)

Все работы в статье выполнены тренерами Insight Group и выпускниками курсов по визуальной коммуникации в обучении и развитии.

Подписаться

Проверочный код: captcha

Закрыть

Обратный звонок

Закрыть