Словарь коуча

Статьи

При заказе коучинговой программы для компании, сотрудники HR отделов и коучи вырабатывают более быстрые и эффективные решения, если они говорят на одном языке. Специально для этого в статье приводится основной словарь терминов, используемых коучами при подготовке и проведении коучинговых сессий с клиентами и переговорах с руководителями и сотрудниками отдела управления персоналом.

Гремлин

Гремлин в кочинге — это совокупность мыслительных моделей поведения и чувств, которые отвечают за сохранение постоянства образа жизни. Гремлинами такие модели называются за то, что они могут сильно противодействовать процессу перемен, которые осуществляет клиент коучинга. Как только человек решает, что он будет что-то в своей жизни менять, — гремлины тут как тут. Будь то новые взаимоотношения с командой сотрудников или развитие лидерских навыков, повышение личной эффективности или разработка стратегических целей — гремлины начинают оберегать человека от сильных изменений. Наиболее популярные гремлины — это страх мечтать, боязнь неудачи, и, как ни удивительно — боязнь успеха, которая встает на пути человека тогда, когда он практически реализовал задуманные проекты.

Единственный способ победить гремлинов — это осознать их наличие. Поэтому в коучинге столь большое внимание уделяется осознанности и анализу поведения. Как только руководитель понимает, что именно стоит между ним и его целями, он может двигаться дальше, потому что понимает, как гремлина можно преодолеть. Как правило, заметить гремлинов самостоятельно очень сложно, и в том числе по этой причине коучи пользуются такой популярностью (особенно для руководителей), которые часто страдают от придворной болезни и не получают от своих подчиненных и коллег объективной обратной связи. В этом случае коуч становится своего рода зеркалом, которое позволяет руководителю заглянуть вглубь себя и открыть истинные причины промедления вместе с ресурсами его преодоления.

Контракт

Контракт — это соглашение между коучем и компанией или коучем и руководителем (или сотрудником). Первый раз контракт заключается на всю программу сессий. В этом контракте прописаны цели, над которыми работает руководитель в рамках своих встреч с коучем. Эти цели как правило направлены на те области, которые необходимо улучшить руководителю, чтобы повысить конкретные результаты компании.

Второй контракт представляет из себя негласное соглашение о том, каких результатов руководитель и коуч хотят достигнуть за время каждой конкретной сессии. Такого рода контракт заключается непосредственно перед началом сессии и определяет дальнейший её ход. После каждой сессии коуч предоставляет руководителю отчет о тех договоренностях, которые были достигнуты за время сессии.

Конфиденциальность

Правило конфиденциальности информации является одним из основополагающих в коучинге. Начиная работать с клиентами, каждый коуч подписывает соглашение о неразглашении личной информации клиентов, как корпоративных, так и индивидуальных. Конфиденциальность позволяет формировать безопасные и доверительные отношения между коучем и клиентов, а такое отношения в свою очередь являются залогом успешного коучинга.

Коуч-позиция

Коуч-позиция в коучинге играет огромное значение и является отличительной особенностью коучинга как метода работы с людьми. Когда коуч находится в коуч-позиции, он пребывает в состоянии безоценочности и принятия своего клиента. На практике это означает, что во время работы с руководителями или сотрудниками в компаниях коуч имеет безоговорочную веру в то, что все ресурсы, необходимые для достижения целей, у клиенту уже есть. Как показывает практика, уже само по себе безоценочное общение клиента и коуча оказывает очень раскрывающее влияние на потенциал человека.

Когда коуч находится в коуч-позиции, он как-бы растворяется в клиенте, полностью концентрируясь на его внутреннем мире, представлениях, целях и задачах (по сравнению, например, с тренингами, где в центре внимания находится тренер, а не участники группы). Таким образом, коуч для своего клиента становится чистым зеркалом, в котором можно увидеть особенности своего поведения, незамутненные привнесенным чужим мнением. Также эффективность коуч-позиции определяется следованию пяти принципам коучинга, которые направлены на реализацию потенциала сотрудников и руководителей.

Коучинг

Коучинг — это уникальный формат взаимодействия коуча и клиента, который представляет из себя сотрудничество и раскрывающее общение для достижения целей клиента и повышения его осознанности. Коучинг обладает особой методологией, которая основана на эффективных вопросах и максимальной концентрации на потенциале клиента. Более подробно о том, что такое коучинг, можно прочитать в статье «Что такое коучинг?».

Обратная связь

Техники обратной связи особенно актуально используются в коучинге руководителей. Обратная связь представляет из себя форму коммуникации, которая по сути является ответной реакцией. Если переводить с английского, то можно сказать, что обратная связь — это отзыв или отклик на те или иные проявления клиента.

Так как в процессе коучинга коуч старается максимально устранить свою личность и сконцентрироваться на личности клиента, он может служить хорошим источником обратной связи. Так, при работе с руководителями достаточно эффективным инструментом оказывается обратная связь на действия клиента в формате мыслей и эмоций, которые руководитель вызывает в коуче, ведь с высокой степенью вероятности те же самые эмоиции испытывают и подчиненные руководителя, просто они не говорят ему об этом.

Открытые вопросы

Как уже было сказано, процесс коучинга во многом строится на техниках задавания открытых вопросов. Открытые вопросы отличаются от закрытых во-первых, наличием вопросительных слов, таких, как «когда?», «как?», «как еще?», «где?», «что?» и т.д. Во-вторых, ответ на открытый вопрос как правило отличается своей общирностью, так как такой вопрос призывает клиента актуализировать свои разные идеи. Закрытые же вопросы предусматривают ответы да или нет, и в меньшей степени способствуют созданию новой ценности для клиента.

С помощью открытых вопросов, которые иногда также называют эффективными, коуч призывает клиента рассмотреть новые возможности, сформировать новые области знания и увидеть новые перспективы.

Паттерн

Паттерном в коучинге называют определенную устоявшуюся модель поведения или мышления, которая является характерной для того или иного человека. Зачастую воспроизведение паттерна происходит автоматически, и руководитель или сотрудник сами не осведомлены об использовании ими того или иного паттерна, единственное, что они могут заметить — это положительные или отрицательные результаты использования определенных паттернов.

Например, руководитель может заметить, что команда отвечает на его предложения безынициативностью, а совещания постоянно проходят безрезультатно. Как только он ставит для себя в коучинге задачу проработать эту тему и повысить эффективность, например, совещаний, он очень часто находит, какие именно его модели поведения вызывают такую реакцию окружающих, то есть он распознает свой паттерн. Посте того, как паттерн опознан, его использованеи можно увидеть также в других ситуациях, которые тем не менее приводят к тем же неутешительным результатам.

В этом случае коуч явяляется соратником руководителя при идентификации своих неэффективных паттернов и замене их более результативными моделями поведения.

Сессия коучинга

Одна стреча в рамках коучингового взаимодействия называется сессией. Сессия может длиться от получаса до двух часов в зависимости от договоренностей коуча и руководителя (или сотрудника). Сессия может проходить как в очном формате (личная встреча клиента и коуча), так и в формате онлайн общения (например, по скайпу).

Если не обговорено иное, коучинговая сессия проходит один на один в удобном тихом месте, чтобы по возможности ничто не отвлекало руководителя. Любая сессия начинается с контракта, в процессе которого устанавливаются цели на встречу, в конце сессии подводятся итоги, после чего коуч предоставляет руководителю отчет о проделанной работе и обсужденные договоренности.

Помимо коучинговых сессий в рамках общего коучингового контракта устанавливаются (при желании) даты трехсторонних встреч, на которых присутствуют руководитель, его руководитель (или сотрудник HR) и коуч. На трехсторонней встрече обсуждается прогресс в рамках выполнения общих целей на коучинговую программу, при этом содержание конкретных сессий всегда остается конфиденциальным и не распространяется дальше коуча и клиента.

Цели

Цель — это желаемые результаты от коучинговой программы как в рамках общего контракта, так и в рамках каждой конкретной сессии. В процессе постановки целей коуч помогает клиенту сформулировать свои ожидаемые результаты в максимально конкретном формате, чтобы прогресс по этим целям можно было легко отследить. Весь процесс коучинга основан на достижении целей, которые ставит для себя компания и отдельно взятые руководители. Эта особенность коучинга помогает максимально сконцентрироваться на потребностях организации и её сотрудников, что впоследствии выражается в повышении конкретных реультатов бизнеса.

Подписаться

Проверочный код: captcha

Закрыть

Обратный звонок

Закрыть