Стратегическое планирование развития компании

Статьи

Практически каждая компания сталкивается с необходимостью планирования своего стратегического роста, но далеко не во всех компания эти планы реализуются. Конечно, есть множество моделей стратегического планирования, но зачастую они математически перегружены и слишком трудны для внедрения, то есть они прекрасно выглядят на этапе обсуждения и составления плана, но абсолютно непрактичны. И, как многие из нас слышали, примерно 80% стратегических планов так и не были осуществлены именно из-за того, что в них не было детальной «дорожной карты», объясняющей, как успешно этот самый план реализовать.


Разработка стратегии компании

Таким образом, наиболее важная часть стратегического плана – это то, как он описывает, что должна сделать организация, чтобы достичь поставленных целей. Говоря простым языком, эффективный процесс планирования включает в себя 5 простых этапов:

  1. Миссия, Видение, Ценности
  2. Стратегические цели
  3. Ключевые инициативы
  4. Решающие действия
  5. Завершение

1) Миссия, Видение, Ценности

Организация любого размера должны чётко понимать:

  • Ведущую цель своей деятельности (Миссия)
  • Что она хочет достичь и к какому моменту (Видение)
  • Параметры, которые описывают, каким образом она осуществляет свою деятельность (Ценности)

Миссия определяет, кого обслуживает компания и что она предлагает. Иными словами, миссия – это ответ на вопрос, зачем существует организация.

Видение включает в себя формулирование того, как будет выглядеть компания в будущем. Где организация хочет находиться в будущем? Какое это будет будущее? Когда это будет – через месяц, год или двадцать лет?

Ценности же описывают ключевые ориентиры того, как люди должны себя вести, чтобы действовать в согласии с миссией и достичь будущего состояния, описанного в Видении. Ценности фокусируют на том, что из себя представляет компания по сути.

Если эти элементы плохо проработаны, то очень трудно (если вообще возможно) двигаться согласно стратегическому плану. Это основа, на котором он зиждется.


Стратегическое видение компании

2) Стратегические цели

Эти цели описывают то самое важное, «что» должна осуществить компания для реализации своей миссии и видения. При определении стратегических целей лучше следовать принципу «Меньше значит лучше» (самого важного не может быть много), так что в листе должно значиться только 3-5 целей. Очень часто, в том числе в процессе стратегических сессий, компании стремятся наметить себе как можно больше целей, но наш опыт показывает, что такое распыление негативно влияет на конечную реализуемость намеченных целей.

3) Ключевые инициативы

Из каждого стратегической цели должно вытекать 3-5 конкретных проекта, которые приведут к результату, описанному в цели. Эти Ключевые инициативы описывают, «как», каким образом цель будет реализована. Так что важно, чтобы они были измеряемыми, а их формулировки ориентированы на конкретный результат.


Ключевые инициативы

4) Решающие действия

Просто определить «что» и «как» недостаточно, чтобы серьёзно продвинуть процесс планирования. На самом деле, многие планы на этом моменте и проваливаются.

Поэтому важно, в том числе в процессе совместной работы, стратегической сессии или командного коучинга руководителей наметить, какие именно проекты будут обеспечивать достижение каждой цели. Каков будет выхлоп от этих проектов? Кто будет непосредственно отвечать за реализацию каждого проекта? Какие для этого будут задействоваться ресурсы? В противном случае планы рискуют так и остаться планами.

На этой фазе снова нужно выбрать лишь 3-5 решающих действия, следующих из каждой ключевой инициативы. По сути, это конкретные мероприятия, которые должны быть выполнены руководителями и их командами. Из формулировок решающих действий должно быть понятно, «кто», «когда» и «где» — ответы на эти вопросы позволяют контролировать выполнение.


Стратегические сессии

5) Завершение

Как часто сейчас происходит на практике? Компании уже имеют пул реализующихся проектов, затем в процессе переосмысления миссии, видения и целей к имеющимся проектам добавляется список новых. При этом чаще всего упускается момент аудита и согласованности всего объема корпоративных проектов с текущими задачами компании. Если же он проводится, то как правило становится понятно, что, множество инициатив, к сожалению, фактически приносят мало настоящей ценности для бизнеса. И они же, вероятно, не согласуются со стратегическими целями, которые необходимы для роста бизнеса.

Следовательно, они должны быть сокращены или полностью остановлены. И, расчистив площадку, руководители смогут перераспределить бывшие занятыми ресурсы на действительно важные дела. Здесь очень ценны дисциплина и смелость – сосредоточиться только на том, что действительно приводит к успешной реализации стратегического плана роста компании.

Стадия планирования обычно занимает 2-3 дня и проходит в формате стратегической сессии, и что очень важно — в него должны быть включены представители ТОП-менеджмента. Более того, наш опыт реализации проектов в крупных, особенно регионально распределенных компаниях, говорит о том, что у каждого проекта должен быть «спонсор» – человек, который будет лоббировать интересы проекта на высоком уровне. При этом непосредственной реализацией проекта занимается исполнитель-куратор, он появляется на стадии составления решающих действий. На это стадии в принципе рекомендуется включить в процесс планирования руководителей среднего и низшего уровня, так как именно на их уровнях происходит реальная работа. По крайней мере, они должны быть оповещены о них перед тем, как решающие действия будут окончательно зафиксированы.

В конце всего планирования крайне важно запустить процесс, который распространит информацию об итогах планирования и в результате которого будут назначены ответственные за выполнение конкретных задач согласно разработанным стратегическим целям. Именно это приведёт компанию к долгосрочному результату. Часто компании формируют реестр проектов или меморандум, прописывают положение – в зависимости от уровня формализации в компании, главное, чтобы слова не оставались просто словами, и чем конкретнее и детальнее будет план работы, чем большее количество человек будет о проектах оповещено и включено в ответственное их исполнение – тем больше вероятность, что все получится.


Создание стратегии компании

Итог

Теперь снова просмотрите ваш стратегический план. Включены ли в него все 5 элементов планирования? Проработаны ли они так, что каждый сотрудник понимает свою роль в достижении стратегических целей компании? Если это не так, то что вы можете сделать, чтобы обеспечить глубину проработки плана и чёткость понимания?

Подписаться

Проверочный код: captcha

Закрыть

Обратный звонок

Закрыть