Прогулка со скрайберами

Здравствуйте, меня зовут Катерина Богина, и я профессиональный скрайбер.

«Что-что? – спросите вы. – Скрай-что?» Как меня только не называли. На последней сессии меня попытались представить участникам как “скрайбиста”. Я до сих пор не могу удержаться от смеха и желания в таком контексте присвоить себе черный пояс по скрайбингу. Не буду вдаваться в долгие описания, что такое скрайбинг, просто приложу фотографии работ и скажу, что они были сделаны прямо в процессе выступлений спикеров без предварительной подготовки.

Те же, кто уже видел, как работает скрайбер, как правило задают мне один и тот же вопрос: “Кааак??? Как вы это делаете?” Далее следуют вопросы более мелкого порядка: “Рисуете прямо по ходу выступления? Где спрятан ваш наушник? Диктует ли вам кто-то, что писать и что рисовать? А знаете ли вы тезисы заранее? А готовили ли вы образы? А понимаете ли вы суть выступлений? Какое образование нужно, чтобы стать скрайбером?”

На последней конференции Генеральных директоров я обещала коллегам написать статью и ответить на все эти вопросы разом и сразу для всех.

image1.jpegСкрайбинг на конференции Генеральных Директоров журнала Директор по персоналу 

Начну с конца. У меня художественное, экономическое и психологическое образование, это даёт мне возможность одновременно работать на нескольких уровнях смысла выступлений, одновременно изображая это в красивой и наглядной форме. Опыт работы в качестве бизнес-консультанта позволяет мне вычленять то, что действительно важно, исходя из реальности тех, для кого я рисую. Мне доставляет огромное удовольствие скрайбить на HR-конференциях, потому что я постоянно работаю с компаниями по направлению обучения и развития. Я точно знаю, что интересно и что болит у людей из этой сферы. Я понимаю руководителей, финансистов, юристов, маркетологов, продавцов и многих других профессионалов, потому что я работала и работаю с ними в качестве тренера и консультанта, поэтому терминология на мероприятиях не ставит меня в тупик: я прекрасно понимаю, о чем идёт речь.

Скрайбинг – это синтез бизнеса, дизайна, иллюстрации, коучинга и анализа, если хотите! Я сама до сих пор не могу окончательно поверить, что нашлась профессия, которая так удачно сочетает все мои зоны интереса. Всю жизнь я оправдывалась, почему это я, будучи экономистом, параллельно изучаю психологию, а, работая в обучении и развитии, свободное время посвящаю дизайну и фотографированию. Но теперь мне совершенно необходимо и абсолютно оправданно, в профессиональном смысле, to have it all. Я бы даже сказала, что скрайбер — это своеобразный поточный аналитический бизнес-художник!

Для того, чтобы ответить на остальные вопросы, я приглашаю вас в путешествие в мой скрайбинговый день!

Единственное, что я знаю до начала мероприятия, – это имена спикеров и их темы, но и это частенько меняется. Я не могу заранее подготовиться, даже написать заголовки, потому что спикеры один через одного к самому мероприятию меняют тему, а презентация, которую они открывают на мероприятии, иногда трансформируется ровно на 180 градусов от заявленной первоначально темы.

С самого утра, придя на конференцию, а, может, на стратсессию, а, может, на корпоративное мероприятие, я пытаюсь считать визуальный код пространства. Кто компания-организатор? Что она хочет донести до своей аудитории? Как оформлено помещение? Кто те люди, которые сюда пришли, как они выглядят, о чем они разговаривают? Чего они хотят от этого события? Перед началом работы я всегда прохожусь между гостей, вбирая в себя атмосферу предстоящего дня. Как хамелеон, я с каждым шагом постепенно сливаюсь с пространством, вбирая в себя все его характеристики, настроение и витающие в воздухе подтексты.

«Скрайбинг – это синтез бизнеса, дизайна, иллюстрации, коучинга и анализа»

После этого я отправляюсь к своему рабочему месту. Часто спрашивают, а что это за огромный белый лист, на котором я рисую? Ответ: это пенокартон. Но его узнают в лицо только сотрудники компаний типа ИКЕЯ, МЕТРО и Леруа Мерлен. Теперь моя задача – наложить многомерным фильтром атмосферу мероприятия, потребности людей, сущность и посылы спикеров, реакцию аудитории и прочие параметры друг на друга в одном визуальном произведении. На недавнем HR-саммите, когда я уже занесла маркер, чтобы писать заголовок, меня осенило, что я не хочу делать это в типичном для скрайбинга стиле. Слова, которые летали в моей голове и которые я ощущала в этом пространстве: структура, правила, профессионализм, опыт, четкость, высокий уровень. “Книга!” — словно ньютоновским яблоком стукнула меня по голове новая идея. Это будет не стандартный скрайбинг, это будут страницы книги или журнала. Это именно та форма, которая отражает это мероприятия. Надо упомянуть, что пока эти мысли развернулись в моей голове в связную идею, один из участков мозга уже архивировал в память выступление первого спикера, оказавшегося на сцене. Выплеск эндорфина от собственной придумки зарядил меня энергией на несколько часов беспрерывного скрайбинга!

image4.jpegСкрайбинг на саммите HR Директоров

Так вот, когда на сцене появляются спикеры, наступает мой черёд. Первый спикер. Какого он цвета? Какой он формы? В какой тональности он разговаривает? Чему посвящена его тема? Задач у меня несколько — первое — понять, какие самые важные посылы несёт этот спикер с когнитивной точки зрения. Второе — что из того, что он говорит, в наибольшей степени полезно тем людям, которые здесь собрались? И здесь важно глубоко разбираться в теме, на которую выступает спикер. И ответ на вопрос, должен ли скрайбер разбираться в предмете скрайбинга — да, ещё как. На одной из конференций ко мне подошла собственница бизнеса и говорит, а вы, конечечно же, экономист? Я аж оторопела. За художника и иллюстратора меня принимают постоянно. Кто-то отмечает удивительное понимание темы и полезность смыслов, но чтобы так сразу в лоб выдать мне «экономиста»- ни разу! А почему вы так решили? — спросила я. Не может, говорит она, художник на ходу брать выступлениия про хеджирование валютных рисков, сдабривая свой рисунок изображением японских свечей, — засмеялась она. И действительно, не может!

Но самих основных тезисов мало, нужно понять и прочувствовать спикера. Что значит, понять спикера? Это означает проникнуть в его существо, насколько это возможно. Очень сильно в этом помогает глубинное коучинговое слушание. Я слушаю интонации голоса, слышу значимые слова, читаю акценты, замечаю продолжительность пауз. Это помогает мне с ним ассоциироваться. Как Алиса в Зазеркалье, я оказываюсь в мире другого человека. Можно даже назвать это состояние трансом. Оглядываясь по сторонам, я начинаю видеть систему координат этого конкретного человека. Из легкого тумана проступают образы, которыми относятся именно к нему, содержание, смыслы, которые ему присущи. Это похоже на прогулку по волшебному лесу, в котором то тут, то там, проявляются картины и объекты прямо в воздухе. Моя задача — смотреть их и переводить на бумагу.

Люди часто говорят, как вам повезло с профессией, вы столько всего нового узнаете. Они даже не представляют, насколько они правы! Я не только узнаю много нового, я забираю себе много новых парадигм и черт, состояний, подходов, точек зрения. Что-то из каждого спикера навсегда остаётся во мне. Это как актёр, который не может сыграть того или иного персонажа, не прожив его в его различных проявлениях и не поняв его мира. Последним очень сильным опытом для меня стал скрайбинг на конференции Атланты. 2 дня титанов бизнеса и значимых в России фигур, которые делились собой и своим опытом с участниками мероприятия. Например, в один и тот же день я скрайбила выступления Владимира Познера и Кости Цзю. Эти двое — они не то, чтобы не похожи, они просто с разных планет, и обоих их я прожила и отрисовала.

image2.jpegСкрайбинг выступления Владимира Владимировича Познера на бизнес-форуме Атланты 

Владимир Владимирович Познер, мудрый, бесконечно глубокий, с огромнейшим кругозором. Каждое его высказывание для меня разворачивалась несколькими уровнями смысла, и какой-то из них, именно тот, который будет в наибольшей степени полезен присутствующим людям, я фиксировала, но для себя забирала их все. Каждое слово несло в себе гулкое эхо удаляющихся новых значений. Поборники НЛП называют это чтением предикатов или лингвистическим анализом , ведь каждое слово сказано не просто так, и понимание того, какие слова подобраны и как именно они произнесены, позволяет увидеть картину мира человека.

На сцене — Костя Цзю. Отдавшись синестезическому переживанию, я ощущаю, что это только красный, неровный, резкий , быстрый — вот как будет выглядеть мой скрайб на костино выступление. Столько мощи и воли, сконцентрированной в одном человеке, я ещё не встречала. Он как фитиль, готовый разгореться пламенем в любой момент. И это уже совсем другая речь, другие акценты, другие смыслы. Я понимаю, что вот она, та сила и воля к победе, тот рывок и непреклонность идти до конца, несмотря ни на какие препятствия, которых порой так не хватает людям, с нуля делающим свой бизнес. Теперь моя задача — взять этот когнитивный посыл и эмоциональный запал и переложить их на понятный и доступный язык, сопроводив теми образами, которые я увижу в мире Кости Цзю. Я слушаю и впиваюсь своим плотным концентрированным вниманием в каждое слово. Я обычно смеюсь, что ни один участник не слушает выступления с таким фокусом, как скрайбер, и это правда. Красная энергия окутывает меня, рука рисует чётче, спина, несмотря на усталость, выпрямляется, как струна. Мир Кости начинает интерферировать с моим собственным миром, и красный цвет плавно затекает в те события моей жизни, где мне самой не хватило воли, решительности дисциплины. Я продолжаю рисовать, но уже периферией сознания понимаю, что именно останется во мне от Кости. Выступление заканчивается, и спикер уходит, скрайбинг закончен, но опыт пребывания мировым чемпионом и ощущение такой мощи внутри я бережно складываю в свою копилку состояний, они ещё пригодятся мне на моем пути. И я знаю, что они также пригодятся всем присутствующим в зале, поэтому я осмысленно фиксирую те слова и коды, через которые все присутствующие и другие люди смогут восстановить для себя прошедшее выступление и считать его настроение.

image3.jpegСкрайбинг выступления Кости Цзю на бизнес-форуме Атланты 

После каждой конференции я несколько дней интегрирую в себя все смыслы и состояния, которые я прожила, и ещё месяц пересказываю всем желающим основные тезисы выступлений. Благо, все мои скрайбы находятся перед моим внутренним взором, все, что мне нужно, это закрыть глаза и пошагово пройтись по когда-то схваченным мной образам, восстанавливая содержание.

Для меня Скрайбинг — это не рисуночки. И так понятно, что это ярко, красиво и лучше запоминается. Но это намного больше. Для меня — это путешествие в другого человека с целью считать его и его смыслы и передать тем людям, которые хотят их увидеть и услышать. Я вижу, как люди благодарят меня за то, что они могут в емком формате забрать себе не только основные тезисы, тезисы есть и в презентациях, но и атмосферу, эмоции, отношения, метафизические посылы, которые царили на каждом конкретном мероприятии. Люди по-разному относятся к скрайбингу, есть те, кто от него в восторге, но есть и те, кто не понимает такого формата отображения информации. Вторым я обычно даю коучинговое наводки — не нужно оставаться на поверхности, и если есть хоть что-то ценного, что вы можете себе взять из скрайба — возьмите. Скрайбинг — это не про художество, скрайбинг — это про смыслы, суть и возможность вынести для себя с каждого мероприятия намного больше, чем просто текстовый конспект. Это опыт на кончиках пальцев. Опыт, который можно прожить и интегрировать в себя, опыт, проводником которого через свои работы я и являюсь.